Сознательный, разумный, здоровый образ Жизни, кулинария, юмор, анекдоты
Новости66

Телефильму Семнадцать мгновений весны 45 лет

Телефильму Семнадцать мгновений весны 45 лет

Приветствую вас, Дорогие читатели, любители фильмов про разведчиков и анекдотов про них.

11 августа 1973 года на телеэкраны Советского Союза впервые вышел двенадцатисерийный художественный телефильм «Семнадцать мгновений весны», повествующий о нелёгкой, а порой опасной работе советского разведчика, внедрённого в высшие эшелоны власти гитлеровской Германии. Истории про разведчиков у нас всегда любили и любят, поэтому с первых же серий фильм приобрёл широкую популярность, в связи с чем повторный показ состоялся спустя три месяца то, есть в декабре 1973 года.

В телефильме показаны события, происходившие незадолго до капитуляции фашистской Германии во Второй мировой войне, а именно в период с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Главный герой фильма, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД, получает задание выяснить, кто из высших руководителей Третьего Рейха ведёт тайные сепаратные переговоры о перемирии с США и Великобританией. Естественно, что переговоры ведутся за спиной Советского Союза, что крайне не нравиться товарищу Сталину.

В действительности такие переговоры имели место. Первые тайные контакты политических, военных и деловых кругов Третьего рейха с англичанами и американцами начались ещё в 1942 году. В Германии начинали понимать, что война будет проиграна, рассматривали пути к отступлению. В 1943 году, когда Аллен Даллес возглавил европейский центр Управления стратегических служб США в Швейцарии, контакты значительно активизировались. Даллес придерживался точки зрения, что ради ослабления позиций СССР как будущего противника США целесообразно заключить сепаратный мир с Германией, не дожидаясь её полного разгрома. Американцев интересовал вопрос послевоенного обустройства Европы, а также усиления своего влияния.

В марте 1945 года в Швейцарии произошли две встречи Даллеса и генерала Вольфа - главного уполномоченного СС. На них обсуждались вопросы капитуляции немецкой группировки в Италии. Об этих встречах американцы сами сообщали советскому руководству, но требование НКИД (Народного Комиссариата Иностранных Дел) СССР пригласить на переговоры советских представителей было отвергнуто. Сталин прямо обвинил союзников в тайном сговоре с противником за спиной СССР, который нёс основные тяготы войны. Конфликт удалось исчерпать в апреле, после обмена резкими письмами между Сталиным и Рузвельтом.

Юлиан СемёновЭтот исторический материал лёг в основу романа известного писателя-журналиста-сценариста Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны», который был написан в 1969 году и впервые опубликован в журнале «Знамя» в 1970 году.

Автор отступил от точного изложения сухих исторических фактов, которые читать особо не интересно, ведь это не урок истории, ввёл в сюжет советского разведчика, который собственно и разоблачает тайные планы нацистов. Добавил трогательную историю злоключений русской радистки Кэт, простодушного профессора Плейшнера и добряка пастора Шлага. Таким образом, сухой истории был предан литературно-художественный вид с захватывающим сюжетом. Роман понравился тогдашнему председателю КГБ Юрию Андропову. Андропов настоял на экранизации.

11 августа 1973 года вышел одноимённый телесериал режиссёра Татьяны Михайловны Лиозновой. Изначально премьера фильма планировалась на начало мая, в канун 28 годовщины Победы, что вполне логично, но была отложена по политическим соображениям, из-за визита в эти майские дни Леонида Ильича Брежнева в ГДР и ФРГ. Наверное, без личного участия Леонида Ильича ну ни как.rolleyes

Лиознова принципиально сделала свой фильм чёрно-белым, хотя имелись возможности отснять всё в цвете. По одной из версий, фильм предназначался для показа по телевидению, а в то время почти все телевизоры в стране были черно-белые, не было смысла в цвете. Но уже в то время активно развивалось цветное телевидение, и с каждым годом росло количество цветных телеприёмников у населения.

Тем не менее, режиссёр картины выбрала именно чёрно-белый вариант, так она придала военной драме документальность. Такое решение оправдано ещё и потому, что в фильме было очень много вставок с настоящей документальной черно-белой кинохроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они выбивались из визуального ряда ленты. Кроме того, в фильме много вставок с показом даты и времени происходящих событий, а также информаций к размышлению – чтений досье на реальных исторических персонажей. Всё это, вместе с закадровыми комментариями Ефима Копеляна создаёт полное впечатление реальности происходящего. Зрителю кажется, что он смотрит не кино, а кинохронику. Верит, что именно так, а не иначе оно и было. Кроме того, мы представляем нацистских преступников именно так, как они показаны в фильме.

Дружище Мюлер и Штирлиц

Но, не смотря на тщательность и внимательность к историческим деталям, в телефильме имеется несколько забавных киноляпов, приколов.

  • На аэродром, за прибывшем из Швейцарии Вольфом, прибыла группа захвата из подземной тюрьмы гестапо. Гестаповцы приехали на нашем советском УАЗике.
  • Профессор Плейшнер едет в Швейцарию в обычном советском плацкартном вагоне.
  • Штирлиц сажает радистку Кэт в обычный советский поезд. Создаётся впечатление, что Кэт едет не в Стокгольм, а прямиком в Москву.

Нордический характер

Главный герой - штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, он же полковник советской разведки Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимирович Владимиров. Про похождения и подвиги легендарного Штирлица у Семёнова написан целый цикл произведений:

  • «Пароль не нужен» (роман, 1966г.);
  • «Майор Вихрь» (1967г.);
  • «Семнадцать мгновений весны» (1969г.);
  • «Бомба для председателя» (1970г.);
  • «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971г.);
  • «Испанский вариант» (роман, 1973г.);
  • «Альтернатива» (роман, 1974г.);
  • «Нежность» (рассказ, 1975г.);
  • «Третья карта» (1977г.);
  • «Приказано выжить» (1982г.) – продолжение, «Семнадцати мгновений весны»;
  • «Экспансия I» (1984г.);
  • «Экспансия II» (1984г.);
  • «Экспансия III» (1984г.);
  • «Отчаяние» (1990г.)

Произведений много, но народу запомнился Штирлиц именно из «Семнадцати мгновений».

Тот самый Штирлиц

Да! Это тот самый Штирлиц, - герой многочисленный анекдотов. Наверное, дорогой читатель, не раз их слышал или рассказывал. Но почему анекдоты именно про Штирлица? Ведь до и после него была масса разведчиков, да и фильмы про них сняты. Вспомните: «Подвиг разведчика», «Щит и меч», «Ставка больше чем жизнь», «Мёртвый сезон», «Судьба резидента», «Вариант Омега» и многие, многие другие. Но почему-то про Николая Кузнецова, капитана Клосса и Рихарда Зорге анекдотов нет. Правда, есть анекдоты про Джеймса Бонда – Агента 007, так же вымышленного литературного персонажа.

Также нет анекдотов и на другие похождения товарища Исаева-Штирлица, описанных в иных произведениях Юлиана Семёнова, хотя таких больше десятка. Анекдоты про Штирлица и его «коллег» касаются только «Семнадцати мгновений». Кроме того, в начале девяностых годов прошлого века появился роман-пародия «Операция «Игельс», со своей знаменитой фразой: «За окном шёл снег и рота красноармейцев»…

Почему так? Почему, драматическая, историческая тема стала поводом для народного юмора? Попробуем разобраться.

Во-первых, это серьёзность постановки. Фильм слишком напряжён и серьёзен. В нём нет места для юмора. А как же иначе? Ведь фильм про войну. Поэтому, что бы как то скомпенсировать серьёзность появились народные подшучивания, усмешки. Ведь юмор – противовес напряжённости, обладающий расслабляющим действием.

Во-вторых, в сериале образ Штирлица слишком положителен и хорош для обыкновенного смертного. Он пример достигатора, любимчика Жизни, имеет целый набор качеств настоящего супермена, ему хочется подражать, быть похожем на него. Но, его качества недостижимы для реального советского, да и не только, гражданина. Он много думает и размышляет, делает выводы, а это так не нравится простому обывателю. Поэтому, Штирлиц становится предметом для шуток и насмешек. Задумайтесь, почему в школе часто недолюбливают отличников и подшучивают над ними…smile

Как то исполнитель роли Штирлица Вячеслав Тихонов раскрыл секрет своего напряжённого думающего лица. Оказывается, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут, он прокручивал в уме таблицу умножения.

Большинство анекдотов о Штирлице строятся на игре слов, каламбурах или очевидных догадках разведчика. Вот несколько примеров:

Штирлиц зашёл в дом. Из окна дуло. Штирлиц закрыл окно. Дуло исчезло.
Штирлиц шёл по коридору. Навстречу ему шла русская радистка Кэт, а за ней два гестаповца несли чемодан… «В отпуск», – подумал Штирлиц.
Штирлиц выстрелил в Мюллера, но пуля отскочила. «Броневой», – подумал Штирлиц.
Штирлиц регулярно приходил в ресторан «Пухлый Готтлиб», садился за столик, сидел, но заказывал только воду. «На диете», - думал пухлый Готтлиб. «Вот тебе ответные санкции!» - злорадно думал Штирлиц.
Скоро Победа!

На этом прощаюсь! Пойду, почитаю новые анекдоты. До встречи на страницах блога!

Оставьте и Вы свой комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Ознакомится с правилами комментирования можно здесь.
Отправляя комментарий, Вы принимаете Политику Конфинденциальности блога PositivLive.

Вы можете войти под своим логином, если зарегистрированы на блоге