Приветствую, вас дорогие читатели, моего блога!
Недавно закачал в свой смартфон аудиоверсию романа Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Закачал и прослушал две части: первая часть «Лицо неприкосновенное», вторая - «Претендент на престол». Прослушал, посмеялся, задумался. Теперь с вами, с читателями моего блога делюсь впечатлениями от услышанного. Про первую часть романа я уже писал в статье «Мои впечатления от приключений солдата Ивана Чонкина», теперь пришла очередь рассказать о второй части.
«Претендент на престол» - вторая часть романа – анекдота Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», повествует о советской действительности, сложившийся в самом начале Великой Отечественной Войны. Писатель показывает, как некая «Идея», доведённая до абсурда, оторванная от действительности эволюционирует, развивается, крепнет, а когда достигает огромной силы жестоко и беспощадно уничтожает не только своих противников, но и тех, кто её растил, взращивал, лелеял и оберегал. Такая Идея к своим «родителям» еще более беспощадна и жестока, чем к противникам.
Главного героя романа Ивана Чонкина сначала обвиняют в дезертирстве, затем присваивают ему княжеский титул, - Идея начинает расти и набирать разрушительные обороты. Затем Идея переходит в более зрелую форму: «Князь Чонкин-Галицин заслан в Долговский район с целью захвата власти и подрыва существующего строя», далее Идея крепнет и в апогее своего триумфа звучит так: «Его Величество Князь Галицин намерен занять советский престол». Занавес! Кто не согласен – вредитель, враг народа. Вот так Идея сделала из простого низкорослого, худого, кривоногого красноармейца властелина целой страны. Головокружительная карьера. А красноармеец об этом даже не догадывается. Его просто НАЗНАЧИЛИ! Назначили крайнем и виноватым во всём.
Но всё-таки бредовая Идея сыграла в романе-анекдоте положительную роль: она показала, обнажила жизнь, нравы, устои, традиции, недееспособность партийного руководства той далёкой эпохи. Если бы не было бредово-анекдотичной ситуации, описанной в романе, мы бы не совершили экскурс в историю трагической осени 1941 года.
Главный герой романа красноармеец второго года службы Иван Чонкин в действиях самого романа практически не участвует. Он находится под следствием, и содержится в местной тюрьме. В таком месте у него очень мало шансов проявить себя. Все события и действия разворачиваются вокруг него, а точнее вокруг его имени. Он даже не догадывается, что его назначили князем, и надумали историческую роль в захвате советского престола.
В первой части романа Чонкина обвинили в дезертирстве. Дезертир ли Чонкин или нет судить Читателю. С одной стороны Иван по приказу командира части был послан охранять неисправный самолёт, он даже героически, с оружием в руках охранял свой пост от нападения чекистов и батальона красноармейцев. Но с другой стороны, будучи часовым, справлял малую и большую нужду, спал, принимал пищу, пил воду, разговаривал с колхозниками, курил, употреблял спиртные напитки, ходил на митинг, сожительствовал с Нюрой и помогал ей по хозяйству – делал всё то, что категорически запрещает воинский Устав караульной службы. Чонкина чисто по-человечески понять можно, он ведь живой человек, он не может целых два месяца ходить вокруг самолёта ничего не есть, не спать, не справлять нужду. Всё в чём его можно обвинить, так это в нарушении обязанностей часового, а это карается гауптвахтой, но не как обвинением в дезертирстве. Тем более, что Иван далеко от своего поста не отходил, село Красное не покидал, всё время ждал когда его сменят; во время посягательств на пост принимал все меры к его охране и защите.
Командование части, где когда-то служил Иван, про него и самолёт полностью забыло и он числился в списках пропавших без вести. Нет, Чонкин не дезертир. Но Идея «Чонкин-дезертир» чуть оторвалась от реальности, начала искать себе почву, пропитание, источники роста и нашла их в голове местного начальника НКВД Миляги, затем она укоренилась, дав новое направление: «Чонкин – главарь банды». Про «банду якобы Чонкина» писали в местной газете, но не было не одного упоминания о злодеяниях этой банды. Получается банда есть, но она не чего не делает: не крадёт, не грабит, не ворует, не насилует, не убивает, к свержению строя не призывает, - себя никак не проявляет, да и бандитов никто никогда не видел. Видимо, дел у местного руководства очень мало, скучно им, начавшаяся война не внесла особых забот и тревог в их деятельность, вот и выдумывают, накручивают себе «проблемы», которые затем героически преодолевают.
Чонкина-дезертира могли попросту расстрелять. Законы военного времени позволяли сделать это быстро. Но тут опять вмешалась Ёе Величество Идея, видимо она не пожелала оставаться на достигнутом, а получить своё дальнейшее развитие. Оказалось, что Чонкин князь. Автор даёт объяснение этому феномену. В годы Гражданской войны в родной приволжской деревни Чонкина останавливался белогвардейский отряд под командованием некого князя Галицина. Деревенские старожилы утверждают, что Галицин остановился в доме, где через некоторое время родился Иван. И всё на этом. Ни автор, ни старожилы, ни краеведы не утверждают, что князь Галицин является отцом главного героя романа. Слухи, конечно, ходили по деревни, но это только деревенские слухи и сплетни, доказательств отцовства Галицина никаких и автор на этом заостряет внимание. Но зато в Долговском отделе НКВД за эти слухи шибко зацепились, и дело «дезертира» приобрело политическую окраску. Идея получила новый виток абсурда и маразма. Мировой империалистический заговор акул капитализма черной тучей завис над Долговским районом. А центр этого заговора, Гигант мысли, Отец русской демократии, лицо, приближенное к Врангелю, ничего не подозревая, лежал на нарах и думал о своей возлюбленной Нюре.
Своей высшей точки, апогея абсурда Идея достигла благодаря прокурору местному прокурору. Он на суде, обвиняя Чонкина, вдруг предположил, причем предположил неожиданно, экспромтом, что Чонкин собирается свергнуть существующий строй и захватить власть в стране. Прокурору сам испугался своей мысли, он не поверил в бредовость своего высказывания, но эту Идею тут же подхватили и сообщили самому товарищу Берии. Не успел обвинитель закончить своё обвинение, как из Москвы поступили благодарности и поздравления: мол, раскрыт еще один мнимый заговор, страна может спать спокойно, с худым, низкорослым, доверчивым, наивным и не образованным Иваном покончено. Занавес!
В романе Войновича всё взаимосвязано. Здесь нет сюжетных линий, которые впоследствии не пересеклись, нет лишних сюжетов, которые не получили своего дальнейшего развития или не стали началом новых. Так, например, в первой части романа упоминается о старом евреи-сапожнике по фамилии Сталин, через которого Читатель знакомится с капитаном Милягой, капитан Миляга даёт начало круговороту абсурдных событий, происходящим в Долговском районе. Во второй части – упоминается о настоящем немецком шпионе Курте, действующем в районе. Создаётся впечатление, что автор ввёл в роман настоящего шпиона в противовес вымышленным вредителям и диверсантам. Мол посмотрите: под боком работает настоящий враг, а вы, Те Кто Надо, ерундой занимаетесь, сами дела фабрикуете и сами их героически раскрываете, трудности испытываете, свою личную жизнь гробите. Немецкого шпиона Курта поймать – дело сложное, здесь думать надо, мыслить, а Чонкин уже готов, попался - статья есть – человек нашелся, немного больной фантазии, шизофрении и политический заговор готов.
В конце романа Курт посылает в Берлин шифровку, в которой сообщается о «намерении князя Галицина организовать восстание с целью свержения власти в отдельно взятом районе». Шифровка попадает к Гитлеру. Гитлер, несмотря на возражение своих генералов, приказывает прекратить наступление на Москву и повернуть на маленький провинциальный город Долгов, с целью освобождения мнимого князя. Так, простой русский красноармеец, сидя в тюрьме, лёжа на нарах, и абсолютно нечего не делая, остановил целую танковую армию, отодвинул немецкие планы по захвату Москвы еще на один день, дал Красной армии и защитникам столицы немного передышки.
Не верите??? тогда скачайте и послушайте!
Несмотря на своё трагично-анекдотическое содержание, роман Войновича заканчивается хорошо, на обнадёживающей ноте. Чонкин остался жив и свободен! А я пока прощаюсь с вами. До встречи на страницах блога!
P.S. Читайте продолжение темы: «Хомут для товарища Сталина, или о чём не узнал Аллен Даллес»